Вспоминая СССР. Думая о будущем…

cccp-1336560098_dp-23

.

«Былое и нравы». Передача на радио «Вести ФМ».
Участники: Андрей Светенко и Сергей Журавлёв.
http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/36326

Только что закончилась передача… Она навеяла и воспоминания. И размышления.
В каких РАЗНЫХ странах жили эти люди, сегодняшние собеседники в передаче! 🙂
Разное — внутри у каждого…
Талоны… Заказы… «Икра» из селёдки с морковью… «Крабы» из копчёной трески с майонезом»…

Вспоминаю — с нежностью. 🙂 Хотя сегодня уже мало тех, кто сможет меня понять и разделить мою нежность. Изменились не только поколения, но и ценности. Люди — от многознания —  стали «умнее», то есть практичнее и циничнее. Им успешно «открыли глаза» на реальность.
А мы были — доверчивыми и благодарными. 🙂 Ну, «лохи», «ботаны» то есть, по-современному выражаясь.

Вспоминаю с нежностью — полный, нарядный праздничный стол, приготовленный… из НИЧЕГО!
Почти как у В.Маяковского: «И к любимой в гости две морковинки несу за зелёный хвостик!»
ПОЧТИ. Потому что то, что описал В,Маяковский, наступило только в 90-е годы. А раньше было намного богаче. У меня есть заветная тетрадь с записями волшебных блюд из… НИЧЕГО. 🙂 Она всегда выручала в праздники.

А вокруг стола — друзья и родные. Любимые глаза… Открытые сердца… А в нашей компании праздники встречали ещё и без вина и сигарет…
Представляете? «Вы, нынешние, ну-т-ка!» (Цитата из классика).

Были игры, фанты, танцы… А САМОЕ-САМОЕ украшение праздника — это песни! И — РАЗГОВОРЫ!
А как мы все любили друг друга!
Не гениталиями… Сердцем! При слове «люблю» моя рука и сейчас привычно тянется не вниз, а к левой половине груди…

Сегодня страна всё явственнее оборачивает взоры НАЗАД, в СССР! Это — веление времени.
Желанная СВОБОДА огрызнулась, тяпнула за ногу, вырвав кусок мяса… И побежала дальше. Сбиваясь в стаи с другими «свободами»…

Знаю 40-летних, которые уверены, что жизнь в СССР была ЛУЧШЕ, чем сейчас. Яснее. Определённее.
Она была — ПРЕДСКАЗУЕМА. И потому, может быть, скучна… Но сегодня!.. Как сладко вспоминается та предсказуемость сегодня.

От неожиданностей общество всё больше устаёт. Кровавые ежедневные «НОВОСТИ», с которых начинается каждое утро, многих уже пугают всерьёз…

И люди вспоминают об СССР как о потерянной МАТЕРИ. Которую не ценили при её жизни, а вот теперь… «Где ты, мама?» Которая — и накормит… (пусть и треской). И полечит, если бо-бо (замечательная, действенная, бесплатная медицина — хоть и в очередях). И научит (школы — разные; кружкИ; театральные и художественные студии; библиотеки; музеи; театры; консерватории; Дома культуры… — доступно каждому или  бесплатно). Развлечёт (какие песни, музыка, оперы! звучали по радио! Какие были театральные радиопостановки! А фильмы! А кинотеатры — в шаговой доступности!..) И защитит (дети без опасений играли во дворах; девушки свободно перемещались по городу в любое время; старушки сидели в парках на лавочках и наблюдали жизнь не в «ящике», а рядом…). И обеспечит заработком. Да, небольшим. Но — надёжным. И на него можно было не только прожить, но и заняться ТВОРЧЕСТВОМ…
А по части соревнование с Америкой — тоже ведь было чему радоваться! 🙂 И Юра Гагарин — НАШ ЧЕЛОВЕК! И Сергей Королёв — тоже!
И много других, НАСТОЯЩИХ, людей нас окружало тогда…

В мою задачу сегодня не входит ностальгически отмечать ВСЁ хорошее, что было в СССР. Мои заметки — очень краткие. По теме передачи.
Если задуматься глубоко, в памяти всплывёт  и много ПЛОХОГО тоже. Что и разрушило советскую идиллию. Уничтожило её.
Но не до конца… «Рукописи НЕ ГОРЯТ!» Они, как птица Феникс, возрождаются даже из пепла!

Общество ещё будет вспоминать СССР! И — ВОЗВРАЩАТЬ многое из ТОГО уклада жизни. НЕИЗБЕЖНО!
«Процесс уже пошёл»! Так говорил первый и единственный президент СССР. Он — ЗНАЕТ…

Общество, наконец, отделит от загрязняющих и разрушающих ПЛЕВЕЛ — живые и ценные ЗЁРНА.
Отшелушит и выбросит плевела. А ЗЁРНА бережно очистит и засеет ими поле БУДУЩЕГО ОБЩЕСТВА.
Столько полезного можно взять из СССР! Если оставить только ЗЁРНА. Ведь там у многих было СЧАСТЬЕ. Пока им не объяснили очень настойчиво и популярно, что они — дураки и лохи, доверчивые и обманутые…

…А когда умер А.Н.Косыгин, на его сберегательной книжке было… 500 рублей. И это был ВТОРОЙ ЧЕЛОВЕК В СТРАНЕ. Который отдал ей (Родине) — 40 лет безупречной службы…
Есть о чём подумать и с чем сравнить…

А в передаче прозвучал вопрос: «Почему за праздничным столом люди в СССР не говорили о деньгах?»
А как Вы думаете, ПОЧЕМУ?

Классик писал так:
«И полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь…»
Повторю за ним: «мы не слыхали» про деньги. И не думали о них. Были другие мысли, другие желания, другие жизненные цели.
А деньги — что о них думать? Зачем говорить?
Цены в магазинах не меняются десятилетиями. Квартплата — тоже. Дачи — бесплатные. Зарплаты, если меняются, то только в бОльшую сторону. Причём, сами по себе… Просить не надо.
Так зачем заморачиваться тем, на что влиять не можешь? Да и особой необходимости влиять на это — нет… 🙂

На самом деле ведь многие-многие, совершенно «простые» люди УЖЕ тогда ЖИЛИ ПРИ КОММУНИЗМЕ! Только не знали, что это ТАК НАЗЫВАЕТСЯ.
Я говорю о 60-80-х годах, которые видела и прожила сама.

«Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии»…
И я тоже искренне заблуждалась в начале перестройки, приветствовала её лидеров, ждала щедро обещанного ЧУДА.
А мой мудрый отец всё повторял нам: «Вы не можете даже представить себе, какие страшные времена ждут вас!»
Ах, как неприятно быть прорицателем! И ему тоже!
Но, к сожалению, сегодня мы УЖЕ это представить можем… Многие из нас.

Так что, мой Читатель, «расстояние» уже достаточное. И перед Россией сейчас — два пути. Она делает ВЫБОР — в наши дни.
Всё больше людей в нашем обществе начинают понимать и верить: у нас может быть ВЕЛИКОЕ БУДУЩЕЕ. Если плевелы будут уничтожены надёжно, а очищенные и ухоженные ЗЁРНА прорастут дружно.

Лариса Фёдоровна

.

4 комментария

  1. Posted by Станислав on 14.11.2015 at 17:15

    Когда в разгар перестройки, я прочитал повесть Кабакова «Невозвращенец», у меня, ученика выпускного класса средней школы №6, маленького промышленного городка Новотроицка Оренбургской области, началось прозрение к чему ведут подобные «перестройки». И дёрнул же чёрт нашу историчку, в столь переломный момент в судьбе и истории Государства Российского, задать нам на уроке сочинение-рассуждение об этой «новой революции», как восторженно вещала она нам. Я тогда пребывал немного в шоке от всего происходящего вокруг. Был 88-89-й год прошлого столетия. Уже вовсю имели ход талоны на самые необходимые товары, включая мыло, стиральный порошок, колбасу и.т.д.
    Я уже досконально не помню как я живописал свои сомнения в ходе этого «сочинения-рассуждения», но только уверен, что аргументировал каждое из них.
    Помню только, что моё сочинение заканчивалось фразой:»Я не верю Горбачёву!».
    Да, господа! Именно так, а никак иначе….
    Историчка поставила мне «Тройку», после урока, прочитав мне лекцию, насчёт того, как я дико заблуждаюсь, и что всё это скотство, которое проделывали с нами тогдашние власти, лишь временные трудности.. что она скроет этот мой поступок, а то меня вызовут на совет дружины и,т,д.
    Мне до сих пор интересно её нынешнее мнение о тех событиях. Дальше пришёл Ельцин. учителя хлебнули и продолжают до сих пор.
    Лично я человек очень консервативный. я уверен мне при Советах было бы комфортнее, чем сейчас. я люблю стабильность. Работаю — токарем, и при прошлой власти, с нами, хоть как-то считались, а сейчас мы — рабы, хоть и говорим всё что думаем.

    Ответить

    • Станислав, я благодарю Вас за Ваш искренний комментарий, за Вашу убеждённую позицию. Дело только в том, что никакого «полного счастья» внешний мир нам — всем сразу! — не может дать никогда. И Л.И.Брежнев, и М.С.Горбачёв, и любой другой правитель может создать лишь некий внешний фон нашей жизни, более или менее удобный для конкретного человека. Для кого-то. Всегда для кого-то. Фон этот соответствует возможностям правителя. Его интеллекту, его представлениям о жизни, уровню развития его сознания, его выбору допустимых средств воздействия на «электорат». Правитель — обычный человек, один из нас, с его талантами, заблуждениями, возможностями и ограничениями. Выбирая его, мы, народ, доверяем ему ФОН своей жизни.
      А дальше я, «простой человек», ФИГУРА своей жизни, с этим фоном согласовываюсь. Использую плюсы. Избегаю или преобразую (по возможности) минусы. Выбираю профессию, образование, способ и уровень жизни, приемлемые для меня на этом фоне… Это делаю я. Это делает каждый из нас. В соответствии уже со своими возможностями, талантами, внутренними комплексами и ограничениями.
      А счастье — оно внутри человека. Либо есть. Либо нет. При любом строе, при любой власти, при любом правителе…
      Безудержная «свобода» — отвратительна. Но и жёсткий внешний диктат, поверьте, Станислав, зло не меньшее. Хотя и совсем ДРУГОЕ. Поэтому они в историческом пространстве постоянно сменяют друг друга. Потому что — «оба хуже». 🙂 Потому что современники устают и от первого, и от второго и заявляют громко: «Мы хотим перемен!» И меняют устойчивое, известное, предсказуемое «ШИЛО» на новое, скользкое, неведомое «МЫЛО».
      Мне нравятся Ваши, Станислав, размышления и поиски Правды. Спасибо!

      Ответить

  2. Я очень рада, Лариса, что мои размышления нашли отклик в Вашей душе!
    Спасибо за Ваше мнение.

    Ответить

  3. Posted by Лариса on 08.11.2015 at 20:29

    Ах,какая замечательная статья! Правдивая. И открытая для раздумий и выбора каждого. Спасибо!

    Ответить

Добавить комментарий

