Мераб Мамардашвили. Метафизика Антонена Арто

.

Антонен Арто - gumy662

.

Я знакомлюсь с лекциями и книгами философа Мераба Мамардашвили.
Лучший способ обработки нового и важного для меня текста — транскрибация подкаста, потом составление моего конспекта с осмыслением сказанного Автором и с сопоставлением его вИдения с принципами Дуссологии, которыми руководствуюсь в жизни я.

Такой материал я предлагаю моему Читателю сегодня.
Автор — Мераб Мамардашвили.
Подкаст 01 — Метафизика Антонена Арто
Моя транскрибация и мои выводы-ассоциации.
Всё очень актуально для нашей «удивительной» действительности — Оранжевого уровня. Эпохи ПЕРЕМЕН в сознании общества.
На мой взгляд, это — СОВЕРШЕННО НОВЫЙ АСПЕКТ. Во всяком случае, я свои ОЗАРЕНИЯ получила!

Оригинал лекции М.М. опубликован ЗДЕСЬ:  
http://poiskm.org/show/мераб-мамардашвили

ТЕКСТ моей транскрибации-конспекта

.

Что-то должно РОДИТЬСЯ, чтобы быть ПОНЯТЫМ.

Я сейчас пытаюсь снова узнать то, что знаю. В родившемся ничего нового нет. Есть то, что я уже знаю: из книг, из предыдущего опыта. Но если случается акт понимания или мысли, случается парадоксальное рождение того, что уже есть.

Не происходит перехода из уст актёра на сцене в голову сидящего в зале зрителя.
Мысль есть нечто, рождаемое в грозе. Есть событие. А не логически получаемое содержание. Мысль есть органическое образование. Мысли есть некие духовные организмы, которые распадаются и вновь складываются в той ситуации, которую я называю «грозой».
//А я называю — «ОЗАРЕНИЕ» — Л.З.//

Попробуем ВПАСТЬ в то, что нельзя иметь формулой.
То, что ЕСТЬ, — всегда ДРУГОЕ по отношению к изображению. В этом смысле мы все — актёры в жизни. Мы всё время что-то изображаем. Мы не ЕСТЬ, а изображаем.
Мысль — возможная невозможность. Это нельзя удержать. Нельзя иметь. Новым сознательным опытом можно снова в это ВПАСТЬ. И так бесконечно. Это не поддаётся изображению.

Есть ЗАПРЕТ даже на попытку изображения неизобразимого. Например, в мусульманской культуре существует запрет на изображение. Я описываю метафизический, а не интеллектуальный театр.
То, что происходит на театральной сцене — это обычные человеческие страсти. Кровь, любовь, убийство, понимание/непонимание друг друга. Движение человеческих астероидов, которые сталкиваются с большим скрежетом между собой.

Изображение Бога запрещалось. В еврейской культуре, в исламе — изображения запрещены… В Европе — наоборот.
В смысле мыслительной техники за этим стоит одна и та же идея: идея того, что есть вообще что-то неизобразимое. И что мы в нашей обыденной жизни — лишь марионетки чего-то другого. Театр театра позволяет нам впасть в то, что неизобразимо, чем владеть нельзя, что является чистым состоянием понимания или мысли. Если я так мыслю, то я мыслю о чём-то незримом, и тогда — СУЩЕСТВУЮ.
То есть человеческое существование реализуется, исполняется в точках мысли. Если под МЫСЛЬЮ понимать те состояния, о которых я говорил.

С одной стороны мы мыслим то, что ЕСТЬ, а не ИЗОБРАЖЕНО. А с другой стороны, мыслить то, что ЕСТЬ, а не ИЗОБРАЖЕНО, и означает — СУЩЕСТВОВАТЬ, самому войти в историческое существование: ПРЕБЫТЬ, СТАТЬ. А не остаться на пол-дороги.

.

Абортивное рождение. Аборты бытия. Аборты мысли. В данном случае, естественные аборты. Не искусственные. Абортированное ссстояние. Полу-мысль, полу-желание.
Физическое состояние невозможности мысли Арто описывает как «скрежет столкновения абортов». Абортивных уродов. Представьте: одна половина мысли сталкивается с другой половиной мысли. Они вообще-то родственные. Должны были бы как-то соединиться. Но они, обе абортивные, сталкиваются одна с другой.
И это и есть современное сознание «высшей миссии художника». Как и у любого ответственного существа, эта миссия есть — СУЩЕСТВОВАТЬ.
Существовать не в физическом смысле, а в смысле бытия.
И это сознание очень чётко распространялось в культуре XX века. Эта культура знает о смерти, о смертности цивилизации. Знает, что не само собой разумеется, чтобы была МЫСЛЬ. А это не всегда было знанием культуры.

О.Мандельштам говорил: «Существовать — высшее честолюбие художника». Актом слова, актом краски, актом театрального жеста или постановки ПРЕБЫТЬ, ввести через себя в полноценное жизненное историческое существование всё то, что просит РОДИТЬСЯ, что стучится в двери бытия. Но может остановиться на полдороги, может не прибыть и, как говорил Мальденштам, «в чертог теней вернётся».

А «чертог теней» — вещь очень опасная. В литературе звучит красиво, а в нашей реальной жизни, где мы это ещё больше испытываем, это может быть просто страшно, хотя мы связи одного с другим не узнаём. (!) Ведь мы в нашей русско-грузинской культуре живём жизнью теней, жизнью недородившихся людей, у которых всё осталось на уровне ПОЛУ- существования. У нас ведь не ЧЕСТЬ, а НАМЕРЕНИЕ чести. У нас ведь не СВОБОДА, а НАМЕРЕНИЕ свободы. У нас ведь не ИСКРЕННОСТЬ, а НАМЕРЕНИЕ искренности. У нас ведь не МЫСЛЬ, а НАМЕРЕНИЕ мысли…

.

Рассмотрим на примере МЫСЛИ. Есть две разные вещи. Есть мысль — она же сама в виде намерения. А есть мысль — событие. Это разные вещи.
Все осуществления, в отличие от полу-существования, связаны с определённым ИСКУССТВОМ или с ТЕХНИКОЙ. В этом смысле искренность есть не состояние человеческое психологическое (а оно фальшиво, как мы уже знаем: оно изображает что-то) а искренность есть искусство. Быть искренним можно только посредством труда и искусства.
То же самое касается Правды, Истины. Ещё Уильям Блейк говорил в своих «Мистических прозрениях»: «Ни один человек не может прямо от сердца говорить правду». А мы ведь считаем, что прямо от сердца! И нам достаточно. Если у нас есть намерение любви, значит, мы любим. Если у нас есть позыв к искренности, значит, мы искренни. Если у нас есть позыв чести, значит, у нас есть честь.

Ничего этого нет. Это всё — недосуществования. И Арто осознал, как трудно от этого недосуществания, которое набито этими позывами, перейти к существованию.
И нам это должно быть ясно, потому что все мы — голоса из ЛИМБА неродившихся душ.

Термин «ЛИМБ» — непереводим ни на какой язык. Арто себя распял на кресте этого перехода — из ЛИМБА в СУЩЕСТВОВАНИЕ. «Пуповина ЛИМБА» — существует. Даже когда ты уже вышел из ЛИМБА, у тебя всё ещё есть пуповина с ЛИМБОМ. Хотя бы потому, что нельзя раз навсегда ВЫЙТИ. Всегда приходится заново ВПАДАТЬ в состояние вышедшего из ЛИМБА. Значит, пуповина есть.

ЛИМБ. Неродившиеся души, скребущиеся, стучащие в двери бытия…
Проблема Арто — двойная. Проблема лирики человеческой души и проблема исторического существования. Вхождение того, что в лирике человеческой души, в историческое существование.

.

Возьмём лирику человеческой души.
Французы хорошо говорят: «Никто не хочет отдать свою душу».
Точнее, не «отдать», а обнажить, показать, выставить на всеобщее обозрение свою душу. Никто не хочет. Почему?

По простой причине. Потому что моя душа — это то, чего я и сам ещё НЕ ЗНАЮ. Я могу только сам, один на один, в себе, своим трудом её кристаллизовать, если мне это удастся. Как же я могу тем, чего ещё сам не имею, поделиться с другими? Невозможно!
Поэтому никто не хочет «отдать свою душу». Потому что это его собственный интимный счёт перед самим собою, перед тем, чего он сам не знает и что он ещё должен ввести в историческое существование, дать форму, дать РОДИТЬСЯ. Это есть ЛИРИКА. Это — лирическая нота нашей души.

А с другой стороны, эта уникальная ответственность разрешается тем, что это получает существование и входит, полноценно стоит на ногах в мире, на пыльной площади. Представьте себе босую и пыльную мысль на площади. Сократовскую мысль. Жизнеспособная она была. Стояла на ногах. Хотя босая…

Но на этом переходе ведь и возникает вопрос: мы ведь не только лиричны в том смысле, что мы не можем что-то отдать другим, обнажиться перед другими потому что мы сами перед этим бессильны, беспомощны, ещё даже сами не знаем. И в этом — крах любой гуманистической демократической фразеологии по отношению к культуре. Она вся строится в предположении, особенно в социалистическом её варианте, что культура есть то, чем можно владеть, а следовательно, раз этим владеешь как предметом потребления, это можно делить. И желательно — делить поровну.

А в действительности нельзя поделить то, чего нет. И что может быть только завоёвано — или не завоёвано — с большим риском и опасностью в этом интимном отношении, которое никто из нас на обозрение всеобщее изнутри самого себя не выставит: «Никто не хочет отдать свою душу».

Чему можно доверить это состояние? Письму? Слову? Жесту?
Ничему нельзя доверить. Платон говорил: «Как можно говорить, как доверить другому то, что думаешь?» «Как можно вообще что-либо писать?»
Жесту? — Жест ведь тоже — изображение. А изображение — неуместно.

Наша (российская, грузинская) жизнь не поддаётся классическому театральному изображению. Там ещё есть ряд фантомов, через которые нужно пройти, чтобы разрушить «театральный театр», чтобы театральным показом разрушить изображённость чего-то и на минуту показать то, чего нельзя было изобразить.

Театральная постановка есть разрушение изображения того, что не должно было бы быть изображено, и шанс для неизобразимого случиться на сцене. Поскольку РЕАЛЬНОСТЬ — это всегда ДРУГОЕ по отношении к сцене. Или сцена — это какие-то фигуры ДРУГОГО, разыгрываемого на наших глазах. Но они должны быть построены так, чтобы это ДРУГОЕ собственнолично выступило перед нами.

В грузинской или русской пьесе невозможно изобразить вора потому что в самой жизни вор ИГРАЕТ вора. А в Европе воры — профессионалы, они воруют, а не ИГРАЮТ ВОРОВ. А русский блатарь — посмотрите на его мимику. Как он ИГРАЕТ вора. И попробуйте теперь в пьесе изобразить вора, который ИГРАЕТ вора. Он УЖЕ играет. Ваша задача изобразительная — другая. Какие характеры воровские вы можете ввести в грузинский спектакль? Не можете. А американского гангстера можно ввести. Французского бандита — можно ввести. Он — профессионал. Он не играет вора или бандита, он — бандит.

Арто лежал в психиатрической клинике, когда на улицы Парижа вошло то, что он сам предсказывал. Немецкие войска.
Арто считал, что нужна сильно сбитая, структурированная, сцепленная машина, чтобы могло случиться состояние понимания в голове человека — и актёра, и зрителя. Театр насилия, жестокости. Только жестокость может до конца изгнать изображение того, чего нельзя изображать. И Арто всегда добавлял: «Ни в коем случае не в реальности! Тогда теряется весь смысл».

Кровь и насилие — в построении изображения, разрушающего изображение. А если мы не пройдём через это в своём воображении и не справимся с этими силами в себе, всё это реально случится.

Он предупреждал об этом ещё в 30-х годах. Немецкий расовый миф, советский социальный миф — они все разыгрались в реальности, со всеми атрибутами театра: факельное шествие, сожжение книг, символическое восхождение на Эльбрус, водружение свастики на Эльбрусе как символ воссоединения немцев со своей исконной родиной. Потому что, как известно, вся белая раса произошла с Кавказа.

А у нас катились по линии социального мифа. Но какая разница: расовое превосходство или социальное. У нас гражданская война сменила гражданское состояние людей. И со всей театральной атрибутикой.

Чтобы нечто, имеющее порыв к существованию, стало бы не абортом, не просто лирикой, а встало бы на ноги, вошло бы в историческое существование, нужна техника, аппарат событий, а не просто сумма знаний.
Это может быть искусство, философия, мысль.

Фиософия не может быть суммой знаний. Вообще мысль не может быть суммой знаний, которую можно передать кому-то другому. Это что-то, с чем можно работать и сцепленная машина чего может породить, индуцировать в голове какой-то переход, какой-то опыт, какое-то ВПАДЕНИЕ наше в мысль, в понимание, в любовь, в чувство…

Эта нота различения и в русской литературе промелькнула. Она началась у Н.В.Гоголя. И уже в современности эту ноту продолжил В.Набоков. Набоков был очень чувствителен к этим голосам неродившихся душ и к условиям, выполняя которые эти души могли бы рождаться, из ЛИМБа перейти в РОЖДЕНИЕ. Поэтому он очень чувствителен к фантасмагориям Гоголя.

У Гоголя впервые появляется эта потусторонняя лирика недоделанных людей. Неродившихся. Или уже умерших… Начинающих жить после смерти.
В 20-е годы в советской литературе эту линию продолжала школа абериутов. Введенский, Хармс, Бехтерев и другие. Заболоцкий — частично. С другой стороны — Платонов, Булгаков и Зощенко. Они через язык дали запись этих голосов душ, оставшихся в ЛИМБЕ. Следуя гению и стихии языка, Платонов давал понять страшную картину потустороннего мира, в котором живут люди. Человеки.

Но они — полу-человеки. Они человечны в позыве к человечности. И живут в языке… Категория «идиотов возвышенного». Она началась с Ф.М.Достоевского. Я упомянул Арто, Ницше. К ним нужно добавить и Достоевского. Он первым заметил то, что впоследствии должно было развиться: появление типа неописуемого человека, Картузова, который в «Бесах» получил фамилию Лебядкина. Любящая красоту полу-душа в ЛИМБЕ прекрасного, возвышенного. В любви неродившегося человека, он уже и получил ПРАВО на предмет любви: «Я люблю, значит, МНЕ ПОЛАГАЕТСЯ».

Например, советский человек любит Испанию — она ему полагается, потому что он её «лучше понимает», чем сами испанцы. Вы знаете феномен российской любви ко всему миру. Скоро во всей Вселенной не уцелеет ни один предмет от этой всеразрушающей любви.
Такой любовью любит Картузов в 80-е годы XIX века. Когда любимая им женщина упала с лошади, он написал: «Краса красот сломала член». Такая «лирика»… Потом появились абсурдные стихи о тараканах у абериутов в русской поэзии…
На этом сегодня — завершим.

Транскрибацию подкаста М.Мамардашвили выполнила Л.Ф.Зеркалова
14.05.16.

.

Моё резюме-послесловие (Л.З.).

О. Боже, сколько мыслей в этой короткой лекции…
Сколько ОТКРЫТИЙ! Озарений… Совсем не со всеми я согласна… Некоторые нахожу опасными…
Расскажу о тех, что заставили меня обдумывать эти темы дальше.

1. «Мысль изречённая есть ложь». Даже если ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ кому-то передать её правдиво. Это НЕВОЗМОЖНО!
Почему?

Во-первых, мыслитель сам её РОЖДАЕТ и тут же возвращает в ЛИМБ. Многократно.

Во-вторых, мыслитель не хочет «открывать свою душу» перед ДРУГИМ, потому что сам до конца её (свою душу) НЕ ЗНАЕТ. И процесс познания — бесконечен. Или ограничен его физическим существованием. Значит, всё высказываемые мыслителем мысли — лишь сиюминутное явление. А не прочное, а не вечное…

В-третьих. Чтобы рождённую мыслителем мысль получить для размысливания, ДРУГОЙ обязан вложить свои желание и труд. РОДИТЬ эту мысль в себе. И только потом обрабатывать её, уже как свою.
РОДИТЬ в себе мысль через чтение умных книг, прослушивание лекций, просмотр ТВ и роликов — НЕВОЗМОЖНО. Мысль рождается только через «ГРОЗУ» или, дуссологически, через ОЗАРЕНИЕ.

2. Абортивные (нерождённые) мысли. Мысли-уроды. «В чертог теней» вернувшиеся… Лживые, ложные мысли… Мысли из ЛИМБА неродившихся душ. «И в этом — крах любой гуманистической демократической фразеологии по отношению к культуре».

Культура — не то, чем можно владеть. Культура — не то, что можно потреблять. Культура — не то, что можно делить. Нельзя делить то, чего нет.
Культуры нет, пока она не завоёвана, не рождена тем человеком, который вложит в этот процесс свой ТРУД. Как невозможно сделать за другого гимнастику, так же невозможно вложить в другого культуру — без его желания и труда.

3. «Чтобы нечто, имеющее порыв к существованию, стало бы не абортом, не просто лирикой, а встало бы на ноги, вошло бы в историческое существование, нужна техника, аппарат событий, а не просто сумма знаний. Это может быть искусство, философия, мысль«.

Изгнав из школы философию, не обучая рождению мысли, подменив искусство современными уродцами, заменив этот «аппарат событий» суммой знаний, набором тестов ЕГЭ, наше современное образование ЗАКРЫВАЕТ культуру, способствует формированию абортивных мыслей, загоняет неродившиеся души обратно в ЛИМБ.
Более мощного удара по сознанию человека и общества нанести невозможно!

4. Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, абериуты — описали «потустороннюю лирику неродившихся душ». Душ, оставшихся в ЛИМБЕ. Нарисовали страшную картину потустороннего мира, в котором живут… человеки. Полу-человеки! Неродившиеся полу-души. Их кредо: «Я люблю, значит МНЕ ПОЛАГАЕТСЯ!» «Я никому ничего не должен. Мне все должны!» «Я свободен от чести, долга, совести». «Тварь я дрожащая или ПРАВО ИМЕЮ?» «Бери, что можно только брать!..»

Сегодня это свершилось наяву. «Неродившиеся полу-души» множат в Интернете и в СМИ абортивные, ложные мысли.
Не в одной стране — во всём «цивилизованном» мире!
В среде «образованцев» это делать легко! А образованных нынче… не готовят.

Это теперь называется «демократией», «либеральными ценностями», «правами человека»
Это теперь проявляется в чёрной, липкой ненависти, которая множится в ЛИМБЕ, захватившем, не выпускающем в историческое существование бывших «братьев», «партнёров», «друзей»… Застрявших в потустороннем мире. Захваченных этим миром фантасмагорий и лжи в качестве заложников. Не родившихся для ЖИЗНИ, для Любви, для Созидания…

5. ЛИМБ, «неродившиеся души», «потусторонний мир» — располагаются ПОД ПЛОСКОСТЬЮ! Да, по ВЕРТИКАЛИ! Но их Вертикальный Вектор направлен от Бога, от Харизмы. ВНИЗ. К «ЯМЕ».
Это там рождаются «абортивные мысли», ненависть и ложь. Там ждут Антихриста. Там провозглашают — СМЕРТЬ всему живому. Через нацизм, фашизм, бандитизм, «информационные войны»…

«Информационная война» — это торжество и распространение «абортивных мыслей», рождаемых в «чертоге теней». Это — захват «недородившихся душ» в заложники, превращение их в манкуртов…

6. Ещё раз повторю в заключение ключевую фразу Автора, философа Мераба Мамардашвили:
«Чтобы нечто, имеющее порыв к существованию, стало бы не абортом, не просто лирикой, а встало бы на ноги, вошло бы в историческое существование, нужна техника, аппарат событий, а не просто сумма знаний. Это может быть искусство, философия, мысль».

ИСКУССТВО, ФИЛОСОФИЯ, МЫСЛЬ!
Национальная идея… Духовная Вертикаль…
Они должны вернуться, чтобы возродилось на Земле общество ЖИВЫХ, родившихся ЛЮДЕЙ. Чтобы выжила наша ПЛАНЕТА.

.

Лариса Фёдоровна.

.

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: